Я катал хели в компании Harris Mountains Heliski. И мой опыт основан именно на ней. Это самая крупная компания. Кроме того, у меня были из Гульмарга кое-какие референции и рекомендации (как оказалось, не помогло). Итак.
Уровень райдеров. Любой лыжник или бордер, умеющий сносно хоть в «плуге», хоть на заднем канте спуститься на расстояние 150-200 метров. Именно на такой длины отрезки гид разбивает спуск. В предыдущей таблице есть требования к райдерам по разным компаниям.
Личный опыт. Мы катались с отметок 2500-2200 метров или около того (постепенно места высадок смещались вниз по гребню) до отметок 1800-2000 метров. Последний спуск был до неприличия полог и практически привел на границу снеговой линии.
Нижний предел мастерства райдера где-то в этом пределе. Увы, виртуальный тест, который вам предлагается на некоторых сайтах Хели-Ски, не гарантирует, что вы попадете в группу с вашим уровнем катания.
Мало того, я при бронировании и оплате тура всячески подчеркивал, что мне надо в группу с высшим, экспертным уровнем. Даже свои дрова с невиданной в НЗ талией припер и размахивал ими. Испуганный чувак согласно кивал головой. Когда я увидел на споте, что меня пихают в группу с бордером на чайнической доске и чуваком на слаломках, я им устроил маленькую истерику. Опять все согласно кивали головой и окейкали.
В итоге. Наша группа была обычной и ничем не примечательной: три лыжника. Я, один чувак, все время падающий, на каких-то универсалах по виду секонд-хенд десятилетней давности, третий среднего уровня катальщик на слаломках. И это после того как я на рецепшене офиса уговаривал записать меня в группу экспертов. Один из бордеров катался вполне себе, даже пытался прыгать, второй все время тошнил на заднем канте, пытаясь временами ехать вниз по прямой или дугами, это обычно заканчивалось посадкой на задницу или падениями. Грустно мне было… Когда разбивали на группы, я пытался выступить против моего включения в группу с бордерами — уж больно они не внушали мне доверия. Бесполезно. Но в итоге и лыжники на высоте не оказались.
Единственная компания, которая предъявляет повышенные требования к уровню катания райдеров и наличия целинных лыж, это Methven Heli-ski.
Группы комплектуются по количеству спусков, оплаченных катальщиками, и в процессе спуска гид ориентируется на последнего по уровню катания в группе. Может, это хорошо для доступности новозеландского хелискиинга, но если вы ожидаете какого-то экстрима, то будете разочарованы — склоны катания соответственно выбираются самые простейшие. Забудьте о крутяках, кулуарах или мочилове «на грани». На многих Новозеландских горнолыжных курортах можно найти более экстремальные спуски (после снегопада, естественно) за гораздо меньшую цену, доступные с подъемника или непродолжительного ски-тура.
На мой вопрос: «Go?!» и однозначным жестом в сторону ебеней, гид так интенсивно замотала головой, что я забеспокоился за целостность ее шеи))).
Снаряжение. Требования минимальны — наличие лыж/борда, горнолыжной одежды. Наличие шлема, лавинного снаряжение не обязательно. Во время трансфера обратил внимание — у всех слаломки или карвинговые универсалы, у парочки райдеров было что-то вроде big-mountain skis. Ппавдерных лыж не было ни у кого.
Личный опыт. Из лавинного снаряжения дают только бипер. Тут же в ожидании полетов дают краткий инструктаж по его пользованию и пятиминутный практикум. Так, в нашей группе из шести человек лопаты оказались у трех — у гид, продвинутого бордера и у меня. В основном инструктаж касается процесса посадки и высадки из вертолета.
Гарантирована ли целина? Это не вопрос. Целина есть. Раскатанный склон остается под «парами» на несколько дней. Даже в отсутствие снегопадов ветровой перенос и легкие осадки «целлофанят» склон, не оставляя следов. При катании система заброски настолько отработана, что, даже будучи высаженным вблизи от предыдущей группы, не попадаешь на их следы. Ну, а павдер попадается — как всегда — либо по везению, либо с помощью посаженной печени.