Недавно был в Порт Линкольне, что в южном конце полуострова Эйр, штат Южная Австралия. Это - довольно отдалённый уголок, даже для Австралии. Большинство таких поездок у меня по работе, поэтому не всегда есть возможность осмотреться. В данном случае мешает также южная зима - световой день заканчивается часов в 6 а смеркаться начинает в 4.
Посмотрев на карту - кажется - от Аделаиды рукой подать. Даже пунктиром намечен курс парома. Но не тут-то было - паром от Аделаиды больше не ходит. Есть паром от Кадины до Лаки Бэй - кажется 2 часа, ну и ещё плюс почти в совокупности 5 часов сухпути от Аделаиды на север до Кадины, и потом обратно на юг, по побережью от Лаки Бэй до Порт Линкольна. Всего - почти семь часов. По воздуху - 40 минут. Пришлось лететь. Лететь тоже и только через Аделаиду. Данный перелёт - для меня небольшое событие, т.к. в основном я работаю на восточном побережье. Вся остальная Австралия остаётся экзотикой. Путь до Аделаиды проходит над засушливым ландшафтом, жёлто-коричнегового цвета, с ниточным серпантином реки Муррей (крупнейшая на континенте), и чёткими кругляшками ирригационных систем, которые ярко зеленеют там и сям.
Перелёт Аделаида - Порт Линкольн прошёл в полной темноте, помню, только, что через минут тридцать в далеке показались корабельные огни, потом скудные береговые, самолёт развернулся над заливом и сел на бетонную ВПП необычного рыжего цвета. Сначала я подумал что просто грунтовую. Элементы знакомой мне цивилизации - а именно офисы контор сдающих машины на прокат присутствовали но в крайне сжатом виде. Во тьме южной ночи обрисовался передвижной сарай, в котором находилось четыре одноместных прилавка, обозначенных знакомыми логотипами различных компаний авто-проката. Местный сотрудник Europcar снял отпечаток моей карты, взял подпись на триплекхном бланке и отдав ключи удалился во тьму.
Клиент жил на пригорке, откуда был виден весь городок и одноимённые Залив и Остров Бостон. Потрясающий вид. Там живёт сын мэра города , сказали они мне, указывая на остров. Без электричества, пасёт овец, в городе появляется крайне редко .
Белые сюда пришли в двадцатых и тридцатых годах 19-го века. Сначала это были охотники на южно-морских котиков. К стати - это отдельная и очень интересная история. Охота на этих зверей была очень доходным промыслом. Куда именно ходили охотники до сих пор окутано тайной - моряки не желали раскрывать секреты своего промысла и много того что они могли бы рассказать унесли в могилу. Для котиков, результат был плачевным - за полтора века подвид был почти полностью уничтожен, и сейчас насчитывает несколько десятков тысяч особей. Но постепенно восстанавливается. Так вот, охотники зимовали в Заливе Бостон, и по этому эти места были уже немножко разведаны к приходу поселенцев в 1840-х годах. Пилигримы разводили скот и сеяли пшеницу, что делают и по сей день. Местечко чуть ли не стало столицей южной колонии, но подкачала нехватка пресной воды и выбор в конечном счёте пал на Аделаиду, в устье Муррэя. В наши дни, вода поступает с севера по трубопроводу, а также качается из скважин. Мой клиент сообщил мне что их дом снабжается исключительно из дождевых цистерн установленных на участке. За десять лет ни разу не пришлось включать кран от городского водопровода...
Пшеницу здесь выращивают по сей день и в середине города возвышается элеваторный комплекс, а рядом портовый док и терминал узкоколейной железной дороги. Есть второй порт, куда я не успел съездить - промысел южно-океанским тунцом, который теперь выращивают на морских фермах. В бытность свою, тоже очень прибыльный бизнес - говорят, что поставляли высококачественный тунец на японский рынок суси...Как бывает с шальными деньгами, в городе построили множество очень дорогих и часто безвкусных особняков. Не видел. Видел вот такой - по моему ничего.
До белых здесь жили аборигены племени Парнкалла (или Барнгарла). Их теперь уже мёртвый язык был записан каким-то пастырем 170 лет назад, дабы сделати слово Божие понятнее, и теперь его (аборигенский язык) пытаются возродить. История та-же - ранние переселенцы постепенно вымещали аборигенов с их земель. В обмен на то чтоб они не охотились на скот, им давали еду и выпивку. Аборигены мёрли от европейских болезней и алкоголизма. В начале 20-го века их заселяли в гетто и концлагеря, в середине отнимали детей и помещали в интернаты а в конце просто махнули рукой. Сейчас пытаются что-то сделать. Мы тут ночью не ходим , говорим мне помрачневший клиент... ночью в городе могут напасть, тут есть группа молодых аборигенов...пару месяцев назад каждый уикенд кого-то в Аделаиду отправляли со сломанной челюстью . Я спрашиваю, так чегож вы не наберёте ребят и не вычистите их? Да нет...они подходят типа вдвоём, а поблизости за какой ни будь стеной - ещё десяток... , он ответил, как-то туманно. Я не стал настаивать на объяснениях.
В общем, очень интересное место. Что-то вроде Аляски наверно - но без снега. Вокруг - куча достопримечательностей. Было-бы лето с днём подлиннее, съездил бы я хоть в Коффин Бэй (в переводе - очень красочно - Бухта Гроб ). Но на этот раз не судьба.
К стати - как здесь жить? Без машины - не как. Транспорта нет, как такового, узкоколейка возит только грузы. Вы - на краю мира. Но, все удобства есть - супермаркет, бары, клубы, etc. Земля дешёвая, но придётся привыкать к сухому климату (на полуострове к стати выращивают винную лозу). Наверно надо завести морскую лицензию и ездить на рыбалку. С улыбкой на лице шириной в 8 кабельтов.
По дороге назад, над заливом висели тяжёлые облака с крупными провалами, через которые море освящалось лучами заходящего солнца. Через провалы были видны грузовые корабли стоящие на якоре за Островом Бостон. Вообще день был отличный, немножко дождя, потом солнце с радугой.
Вот такой он новый терминал Порт Линкольна - ещё не открытый. Перед старым, стоит бронзовая табличка гласящая, что аэродром берёт начало в 1940 г. как военный. Передан в гражданское пользование в 50-х годах, забетонирован в 60-х. Летают сюда сейчас Bombardier Dash 8 и Saab 340 Куантаса и Реджионал Экспрес, хотя я кажется припоминаю разметку на B707...
// kha-em-vij.livejournal.com